Много, много лет назад...

смольный

Первым в истории России женским, привилегированным средне-образовательным учебным заведением стало Императорское воспитательное общество, или Смольный институт. Он был открыт 5 мая 1764 года по указанию Екатерины II и находился в полном ее ведении. Только она могла назначать начальниц.

Первой из них стала княгиня Наталья Долгорукая, а всего за 153 года существования института их сменилось девять. Давайте заглянем в его историю…
Смольный институт неразрывно связан с величайшими событиями истории человечества. Смольный монастырь получил свое название от Смольного - Смоляного двора, устроенного на берегу Невы, вскоре после начала строительства Петербурга.
В 1741 году Елизавета Петровна, взойдя на престол, решила основать женский монастырь. Строительство началось быстрыми темпами в октябре 1748 года, но замедлилось в 1752, а потом и прекратилось вовсе из-за начавшейся Семилетней войны, потребовавшей больших расходов. После смерти Елизаветы в 1761 году, на престол взошла Екатерина II. Строительство вновь возобновилось. Строителям был задан бешенный темп. В 1764 году все было готово.
Екатерина II пристально следила за тем, как было поставлено женское образование на Западе. Она знала, что под Парижем существует знаменитый, прославившийся в Европе институт святого Людовика, построенный в 1668 году. Он был предназначен для дочерей французского дворянства, разоренного беспрерывными войнами. Сен Сир только в первые годы был учебным заведением, позднее он был превращен в монастырь, где воспитывались монахини. В брошюре же, посвященной истории Смольного института в екатерининскую эпоху, говорится, что "Смольный не был монастырем. При его открытии в нем было 14 монахинь, которые ходили за больными. И после смерти последней из них новых монахинь не поступало, и обитель перестала существовать, уступив чудное здание рассаднику образованных девушек". В одном из своих писем Вольтеру Екатерина писала: "Не знаю, выйдут ли из этого батальона девиц, как Вы их называете, амазонки, но мы очень далеки от мысли образовать из них монахинь. Мы воспитываем их, напротив, так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы хотим сделать их не жеманницами, не кокетками. Но любезными и способными воспитывать своих детей и иметь попечение в своем доме". Екатерина, по-видимому, понимала, что главная задача педагогики не обучение, а воспитание, то есть формирование воли и нравственных основ характера человека. О первом приеме в Смольный дом Екатерина издала широковещательный и пространный "УСТАВ", который приказано было "разослать по всем губерниям и провинциям, дабы ведая о сем новом учреждении, каждый дворянин мог, если пожелает, отдать дочерей своих в младенческих летах сему от нас учрежденному воспитанию". Но вначале желающих нашлось очень мало. Родителей пугало то, что девочек надо было отдать на воспитание на 15 лет и дать расписку о том, что в течение этого срока "их ни под каким видом обратно требовать не станут".
Поначалу общее образование девушек не было особенно успешным - не хватало настоящих учителей. А вот преподавание языков и художественное воспитание стояло на высоте. Художники - профессионалы учили девочек рисовать и лепить. Есть работы смолянок, дошедшие до наших дней. На концертах, балетах и особенно театральных спектаклях, которыми были увлечены смолянки, "публика почти беспрерывно изъявляла свое удовольствие рукоплесканиями".

Яндекс.Реклама