Конструкция книги

    Современная книга практична и удобна. Ее конструкция - результат многовекового развития, плод мысли и труда сотен и тысяч неизвестных нам по имени умельцев.
    Основное содержание книги зафиксировано на страницах книжного блока, составленного из отдельных тетрадей.Предохранять блок от превратностей судьбы и времени призваны обложка и переплет.
    Переплет возникает одновременно с кодексом, сменившим древний свиток. В средние века переплетные книжки изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей или тканью. Кожу, как говорили в те времена, басмили - вытискивали на ней изображения или орнаментальный узор. Позднее крышки стали изготовлять из плотного пергамена или картона.
    Отдельные тетради книжного блока сшивали, прикрепляя их продольными стежками к поперечным шнурам, заложенным в пропиленные на корешке углубления. К нижней и верхней тетрадям блока пришивали согнутые пополам листы чистой бумаги - форзацы. Доски прикрепляли к книжному блоку, пропуская шнуры в предварительно высверленные отверстия. Затем книгу обтягивали кожей и приклеивали к внутренней стороне переплетных крышек наружные листы форзацев. Получалась весьма прочная конструкция, способная служить людям в течение нескольких столетий.
   Знакомство с книгой мы начинаем с титульного листа, где размещены основные выходные сведения - данные, характеризуюжие издание. Здесь указывают инициалы и фамилию автора, название книги, сведения о времени и месте выпуска книги в свет. Здесь же - подзаголовочные и надзаголовочные данные, которые весьма разнообразны. Первые из них могут включать сведения о жанре произведения (роман, повесть, учебное пособие, инструкция), о читательском назначении (для школьников младших классов), о лицах, принимавших участие в подготовке издания (составители, редакторы). А над заголовком указывают название организации, в которой было подготовлено издание, название серий и т. д.
    В древней книге не было титульного листа. Его заменял колофон, который помещался в конце и в котором писец или типограф сообщали все те сведения о себе и книге, на которые они хотели обратить внимание читателя.
    Колофон - это краткое послесловие. В некоторых древнерусских рукописных книгах и старопечатных изданиях мы найдем большие, весьма распространенные послесловия, которые иногда перерастают в повесть, рассказывающую об обстоятельствах появления издания и о людях, которые принимали участие в его подготовке.
    В современной книге может быть несколько титульных листов. Если он занимает две страницы, его называют распашным. При этом напротив основного титула находится контритул. Мы можем встретить его в многотомных или серийных изданиях. На контртитуле помещают сведения, относящиеся ко всему изданию в целом, а на основном титуле - сведения, относящиеся к данному тому.
    Оборотную сторону контртитула называют авантитулом, или фортитулом. Здесь может быть помещена издательская марка - небольшой графически точный рисунок, символизирующий издательство, эпиграф - цитата, краткое высказывание, пословица, поясняющие сущность произведения. Здесь же иногда размещают название серии или какие-либо другие выходные сведения.
    Своеобразные титулы можно отыскать и внутри книги. В этом случае их называют шмуцтитулами; они предваряют большие самостоятельные разделы произведения - части, книги, тома. На шмуцтитуле помещают порядковый номер раздела и его название.

       Напротив титульного листа (в том случае, если контртитул отсутствует), сразу же после него, а иногда и перед важнейшими разделами можно встретить главные иллюстрации - фронтисписы. Иллюстрации эти воспроизводяткульминационный момент произведения или же раскрывают его смысл, идею. Фронтисписом может служить портрет автора книги или ее героя.
    Книга обычно имеет достаточно сложную структуру, которая призвана помочь читателю освоить произведение, уяснить цель, поставленную автором. Во всяком произведении есть самостоятельные или подчиненные друг другу отрезки текста: разделы, части, главы, параграфы...
    Издатели и книгопечатники выявляют структуру с помощью рубрикации. Так называют совокупность текстовых и графических средств, облегчающих читателю знакомство с книгой и пользование ею. Разделы книги могут быть отделены с помощью шмуцтитулов. Ту же цель преследуют начальные страницы-полосы. Они короче обычных, в верхней их части текста нет. Иван Федоров помещал в начале такой полосы узорное украшение - заставку. В современных книгах начальную страницу открывает так называемый спуск - чистое, не занятое текстом пространство. Полосы эти так и именуют спусковыми.
    Начальная полоса раздела может быть и уже обычных. Если же она такая же, как остальные страницы книги, то ее особенность можно подчеркнуть графически, например, большим инициалом-буквицей, начинающим первую фразу. В изданиях Ивана Федорова очень много таких инициалов.
    О завершении раздела читателю сигнализирует концевая полоса, нижняя часть которой может быть свободна от текста. И здесь можно поместить небольшое украшение - концовку.
    Рубрикацию внутри крупных разделов выявляют чаще всего с помощью различных шрифтов. Чем шрифт крупнее или толще, тем значительнее его графическая весомость. В древних книгах названия воспроизводили узорным письмом - вязью. Буквы здесь нередко переплетены друг с другом, прочитать вязь нелегко даже специалистам. Красивую вязь мы встретим и в книгах Ивана Федорова.
    Подчеркнуть рубрикацию можно и изменяя положение заголовка на странице. Иногда его как бы "врезают" в текст, помещая в пустом пространстве, напоминающем форточку. Такой заголовок и называют "форточкой". Если заголовки вынесены на поле, их именуют "маргиналиями". Существуют и другие способы графического или шрифтового выделения рубрикации.
    В конце или в самом начале книги читатель встречается с оглавлением или с содержанием. Оглавление - это перечень основных рубрик произведения. О содержании же говорят в том случае, если в книге помещено несколько произведений одного или разных авторов. Содержание - это перечень произведений. Содержание, правда, весьма своеобразное, можно отыскать и в книгах Ивана Федорова.
    Рубрики оглавления соотнесены с порядковыми номерами страниц - колонцифрами. Вся же система страниц называется пагинацией. У Ивана Федорова и других русских первопечатников нумеруются не страницы, а листы. В этом случае говорят о фолиации.
    С колонцифрой на страницах книги иногда соседствует колонтитул. Это название произведения или его раздела, а иногда - фамилия автора. В сборниках колонтитул помогает быстро отыскать нужный текст. В энциклопедиях в колонтитулы выносят название статьи, которой начинается страница (на четных полосах) или заканчивается (на нечетных полосах). А в словарях мы видим здесь начальные буквы слов, открывающих и завершающих страницу (или разворот).
    В книгах можно встретьить и нумерацию тетрадей - сигнатуру. Её помещают на нижнем поле первой и третьей страниц тетради. Читателю сигнатура не нужна. Её цель - помочь изготовлению книги, как рукописной, так и печатной, правильно и последовательно подобрать тетради в книжный блок.
Яндекс.Реклама