ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

ОБРАЗЫ ИУДЫ И ХРИСТА

ВВЕДЕНИЕ
БИОГРАФИЯ
МОНА ЛИЗА
ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Чрезвычайно интересен беглый даже для Леонардо небрежный композиционный рисунок. Не имея возможности разместить все фигуры за столом из-за недостаточного размера бумажного листа, он нарисовал четырех апостолов отдельно внизу. Его намерения проясняться, если зритель мысленно поместит эту группу в верхнем ряду слева: там повторены плечо и рука одного из апостолов, изображенного внизу.

В искусстве очень мало таких трудных композиционных проблем, как проблема размещения тринадцати человек за прямым столом. У Леонардо эта проблема так блистательно решена, как будто бы ее вообще не существует.

Иуда (эскиз)

Вторая трудность заключалась в выделении Иуды - так, чтобы зритель сразу его узнал. С самого начала христианского искусства и до времени Леонардо эта задача обычно решалась так: Христос и его одиннадцать учеников помещались с одной стороны стола, а Иуда - с другой.В предварительном эскизе Леонардо сохранил стандартную композицию более ранних работ на ту же тему: Иуда сидит в одиночестве с ближайшей к зрителю стороной стола. Почти до самого начала работы он плохо представлял себе выделение Иуды и уже хотел выполнить это обычным способом; но в дело вмешался его гений. Художник поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо сокрушительнее, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. Он узнается сразу, потому как исполнен чувства страха, на нем как бы вековая печать вины и одиночества. В нем резко выделяются его упорство, предательство и бесчеловечности. В одной руке он держит кошелек с деньгами, а другой ставит на стол соль, согласно суевериям, считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла.

Леонардо много размыщлял над тем, как показать в живописи человеческие эмоции. Одна из ключевых фраз в его "Трактате" такова: "У художника две цели: человек и проявление его души. Первая проста, вторая трудна, потому что он должен раскрывать ее с помощью движения". Просто гримасы не представляли для него интереса - за исключением безобразных лиц; именно движением, жестом художник старался выразить чувства.

Лица на картине, за исключением лица Христа, по слухам, были списаны с обычных людей, котроых Леонардо встречал в Милане и окрестностях. В расположении фигур, которые в полтора раза больше естественных, художник использовал свои математические познания. В центре - Христос, с руками, разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно вписывается в треугольник; воображаемая центральная точка - как раз за его головой, а над ней свет, льющийся из главного окна, увеличенного арочным фронтом, аналогом нимба. Двенадцать апостолов разбиты на две группы, по шесть; вместе с Христом они составляют композицию из трех групп. Однако группы апстолов разбиты еще и на подгруппы: их четыре - по трое в каждой.Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнес слова "Один из вас предаст Меня". Леонардо запечатлел это напряженное мнгновение навеки. Апостолы реагируют на слова Христа удивительно разнообразными позами и жестами, являя тем свое душевно состояние, - или, как иногда неудачно переводят, состояния умов.

В середине картины - Христос. Он только что сообщил собравшимся страшную весть о предательстве. Его опущенные глаза не смотрят на учеников. Лицо выражает покорность человека, безропотно подчиняющегося судьбе. Придав головам апостолов столько величия и красоты, голову Христа художник оставил незаконченной, полагая, что ему не удастся выразить в ней ту небесную божественность, которой требует образ Христа. Фигура Христа глубоко трогательная, соотнесенная с вечностью, которую Леонардо обозначил с помощью спускающейся с левого плеча Христа мантии холодного голубого цвета - цвета отстраненности. Правая рука Христа напряжена от сдерживаемого волнения, левая же как-будто спокойна, ладонью кверху, касается стола.

НАЗАД

Назад в биографию

Яндекс.Реклама