МОНА ЛИЗА

ВВЕДЕНИЕ
БИОГРАФИЯ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В марте 1503 года Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным.

Во время работы над картиной мастер испытывал огромный прилив творческих сил. Все, что было в нем самом жизнерадостного, светлого, ясного, вкладывал он в свою новую рыботу. Чтобы молодая женщина не скучала, великий художник прибег также и к следующей уловке: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал при ней певцов, музыкантов и постоянно шутов, поддерживавших в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам.

Во время длинных сеансов художник и его натурщица много беседовали: Мона Лиза была хорошим слушателем и часто, когда Леонардо прерывал свой очередной рассказ, колеблясь, стоит ли ей, такой жизнерадостной рассказывать о мрачных и грустных вещах, она ласково просила его говорить обо всем, что он видел и что пережил.

Джоконда - прежде всего замечательная женщина. Она смотрит на мир с глубоким интересом открытыми ко всему прекрасному глазами, смотрит без страха спокойно и уверенно. Что наиболее интересно в лице Джоконды? Видна большая работа мысли, интерес ко всему окружающему.

Лицо Моны Лизы поражает какой-то особенной прелестью. Джоконда не может быть названа красавицей в обычном смысле этого слова: черты ее лица производят впечатление удивительной простоты. В улыбке Джоконды, такой мягкой задушевной, так оживляющей лицо, видно богатое внутреннее содержание человека. Лицо ее обрамлено расчесанными на прямой пробор темными волосами, свободно падающими на плечи. Руки, очень красивые, с длинными тонкими пальцами, спокойно лежат на подлокотнике кресла. Чтобы усилить впечатление от лица, Леонардо облек Джоконду в простое, лишенное каких бы то ни было украшений, скромное темное платье. Впечатление простоты и естественности усиливается мастерской разработкой складок платья и легкого шарфа.

Портрет дает возможность всякому, кто хочет понять, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться,так как в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Действительно, в этом лице глаза обладают тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них - сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же не могут быть изображены более натурально. Нос имеет вид живого. Рот, с его особым разрезом и своими концами в сочетании с овалом лица, поистине казажется не нарисованным, а настоящим. А всякий, кто внимательнейшим образом вглядывается в шею, видит в ней биение пульса.

Вся картина: фигура Моны Лизы и развертывающийся на заднем фоне пейзаж - окутаны мягкой светотенью. Этот нерезкий, плавный переход от света к тени был великим достижением живописного мастерства Леонардо. Пейзаж картины производит впечатление необычайной глубины пространства благодаря постепенной смене цветов от коричневого на переднем плане к неясным голубым далям. Этот пейзаж кажется фантастическим, но на самом деле естественен и пердставляет собою результат многолетних изучений художником воздушной перспективы.

Назад в биографию
Яндекс.Реклама