ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ В АСТРОНОМИИ

ВВЕДЕНИЕ
БИОГРАФИЯ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
МОНА ЛИЗА
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художник придерживался идей Пифагора о том, что Земля имеет форму шара, что материя состоит из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, и что гармония и пропорции определяются числами. От Платона Леонардо воспринял тезис о том, что между человеком и Вселенной существует взаимное родство; этот тезис именуется доктриной макрокосма и микрокосма, согласно ей Вселенная, макрокосм, -это гиганский живой организм, а человек, микрокосм, - вселенная в миниатюре. Он верил, что Земля вращается вокруг Солнца и описал Солнце словами, которые с успехом могли быть написанны и сегодня: "Солнце характеризуется материальностью, формой, движением, излучением, тепловой и производительной силой; и всем оно делится безо всякого ущерба". Он также обладал ясным представлением о незначительности размеров Земли в маштабах Вселенной. Отмечая, что отдаленные от нас звезды кажутсямаленькими, он обращал внимание на то, что многие из них гораздо больше Земли, и добавлял: "Подумай теперь, на что похожа наша звезда с такого большого расстояния, а затем представь, как много звезд может находится между нами со всех сторон во всем темном пространстве". Для астрономических опытов Леонардо построил подобие обсерватории, о которой в его бумагах, к величайшему сожелению ученых, не сохрранилось никаких записей. Интересна его инструкция самому себе: "Сделай стекла, чтобы смотреть на полную луну. Он был знаком с устройством линз: может быть, он намеривался вставить их в подзорную трубу и создать первый в мире телескоп?

Кроме того, именно Леонардо дал правильное объяснение того, что пердставляет собой небесный свод. В своем "Трактате о живописи" он писал: "Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся на верху чернотой".

ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ В ГЕОЛОГИИ

Извержение вулкана

Самый значиетльный вклад Леонардо в геологию заключается в правильном объяснении морских отложений, найденных в горах Италии: он считал, что места, где есть такие отложения, когда-то были дном мирового океана. Отложения найден в разных геологических слоях, писал он, с неопровержимой логикой указывая на возможность не одного, а многих грандиозных наводнений. История Всемироного потопа казалась художнику неправдоподобной. "В Библии сказано, - писал он, - что вода во время Потопа поднялась на десять локтейнад самой высокой горой в мире", покрыв всю землю. Такие воды были бы неспособны к движению, так как вода может двигаться только в одном направлении - падать вниз. "Как же воды величайшего Потопа уходили, если ясно, что у них не было возможности двигаться? Если же они все-таки уходили, то как при этом двигались, если не могли падать вниз? В данном случае естественные объяснения бессильны, и поэтому, чтобы разрешитьсвои сомнения, мы либо должны объяснить все чудом, либо признать, что вся вода была первращена в пар солнцем".

Леонардо был очень точени скорее всего оригинален в описании образования осадочных пород. Однако, вулканическая деятельность и землетрясения не вызывали у него особого интереса. Он верил, что мир был сформирован солою воды и что вода его разрушит. Он был убежден, что Средиземное море - огромная река, которая начинается "от истоков Нила и впадает в Западный океан".

В этих рисунках отразилась сверхъестественная острота восприятия Леонардо. Справа - вода, огибающая препятствие, снизу - вода, льющаяся в бассейн. Современная замедленная киносъемка обнаруживает завихрения, которые он уловил невооруженным глазом и детально зарисовал.

НАЗАД

ДАЛЕЕ

Яндекс.Реклама