"Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, - писал Леонардо, - будет точно знать, какие мышцы стали причиной движения той или иной части человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы". Он часто рисовал худых пожилых людей.

В конце 80-ых - начале 90-ых он приступил с еще большим усердием к анатомии людей, пользуясь в этом деле помощью превосходного философа Маркантонио делла Торре, читавшего в то время в Павии лекции и писавшего об этом предмете, освещая истинным светом анатомию, остававшуюся до того времени окруженной густым и величайшим мраком невежества... Взамен этого Леонардо сам помогал ему: художник составил книгу из рисунков красным карандашом, заштрихованных пером, с изображением трупов, мышц и костей, с которых он собственноручно сдирал кожу и которые срисовывал с величайшей тщательностью. На этих рисунках он изображал все кости, а затем по порядку соединял их сухожилиями и покрывал мышцами: первыми, которые прикреплены к костям, вторыми, которые служат опорными точками, и третьими, которые управляют движениями.

Яндекс.Реклама