"Мадонна Бенуа" во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Самые важные части композиции до странности невыризительны. Однако эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести и оригинальности замысла. На основании этих эскизов картина определяется как работа Леонардо раннего периода его творчества.

"Мадонна Литта", очевидно, была привезена Леонардо в Милан незаконченной. А начата она в 1480 году. Позднее картина была дважды полностью переписана: первый раз - в 1495 году миланским художником, второй раз - в XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.

"Мадонна сцветком", возможно, была написана Леонардо, когда еще он учился в мастерской Верроккио. Она идентифицируется по многим деталям: заплетенные в косу волосы Мадонны, ее левая рука, драпировка, цветок. Эти детали - в стиле "Благовещения".

Свобода линии и легкость пера Леонардо порождают вопрос: почему этой легкости нет в его живописных полотнах, изображающих Мадонну, которые все равно кажутся тяжелыми? Сэр Кеннет Кларк, который как раз и поставил этот вопрос, постарался дать на него ответ. В искусстве Кватроченто существовало две не связанные друг с другом традиции. Одна, представленная Боттичелли, считала красивой прихотливую и изящную линию; другая, представителем которой был Верроккио, настаивала на научном подходе к изображаемому. По наклонностям Леонардо принадлежал к первой традиции, однако интеллект и выучка склоняли его ко второй. Может быть, именно потому что в картинах проявляется борьба между этими двумя традициями, Мадонны кажутся тяжелыми.

Яндекс.Реклама