БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ: В РИМЕ

ВВЕДЕНИЕ
ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
МОНА ЛИЗА
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В 1512 году объединенные швейцарские, испанские, венецианские и папские силы пргнали французов из Милана. Для Леонардо это событие обернулось настоящей катастрофой. Мастер внезапно оказался без всякого покровительства и без средств к существованию, в положении, можно сказать, просителя. Его слава, одно время громкая, теперь померкла, к тому же за ним влачился шлейф промахов, личных и общественных, которые более слабого человека могли бы довести до самоубийства. И хотя он никогда не проявлял склонности к дружбе, все же теперь, оглянувшись вокруг, он с грустью увидел лишь преданного и добросердечного, но слишком молодого Франческо Мельци и гнусного вымогателя Салаино.

Новые правители Милана не демонстрировали враждебного отношения к Леонардо - они его прсто не замечали. Несколько месяцев в 1513 году он прожил у семейсва Мельци. Узнав, что папа Юлий II умер, его преемником стал Лев X, принадлежавший к семейству Медичи, которые были покровителями искусства, в сентябре 1513 года старый художник отправился в Рим в надежде найти там покровительства. Но и в Риме его ждало разочарование - он был брошен всеми. Великий мастер был затмен Рафаэлем и Микеланджело.

Один раз папа Лев X позволил убедить себя дать Леонардо маленькое задание. Суть его неизвестна, но результат оказался катастрафическим. Леонардо, как всегда, отдавшись головой творчеству, принялся изобретать лак для еще не написанной картины. Папа воздел руки и вскричал: "Этот человек никогда ничего не закончит! Он думает о конце прежде, чем начнет!" Больше заказов от папы не поступало.

Леонардо заболел. Природа его болезни неизвестна, но вполне можно предположить, что это был удар, предшественник других, которые станут причиной паралича его правой руки и, очевидно, смерти. Вскоре после первого удара он поправился и снова занялся научными изысканиями, изучая растения в ботаническом саду папы и занимаясь в анатомическом театре. Он нарисовал планы осушения Понтинских болот, сделал некоторые заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. Этим трактатом художник надеялся вернуть расположение папы. Он передал трактат одному скучающему папскому чиновнику и никогда больше о нем не слышал.

Единственный автопортрет Леонардо создан им, очевидно, во время его пребывания в Риме, когда ему было около шестидесяти двух лет. Мы видим широкий, изборожденный морщинами лоб, пристальный и одновременно грустный, исполненный боли взгляд, опущенные уголки губ, пышную бороду. Говорят, что Леонардо, несмотря на свою физическую силу, преждевременно состарился, и вот подтверждение этому. Его лицо кажется лицом древнего пророка. Это лицо человека, утратившего иллюзии.

Художественная карьера Леонардо закончилась картиной "Св. Иоанн Креститель" - возможно, самой тревожащей из всех его картин.

Несмотря на полную заброшенность, в которой он, по-видимому, пребывал в Риму, французы не забыли его. Людовик XII умер, но глубокое уважение к Леонардо перешло по наследству к его преемнику Франциску I. Молодой король Франциск предложил Леонардо перебраться во Францию, в усадьбу, расположенную недалеко от королевского замка в Амбуазе. Художнику было назначено содержание, полностью удовлетворяющее нужды старого человека. Взамен Франциск просил Леонардо лишь об одном: не лишать его удовольствия беседовать с ним. Итак, Леонардо отправился на север, в чужую страну, захватив с собой то,что должно считаться самым удивительным грузом: свои записки, свои рисунки, "Св. Иоанна крестителя", "Св. Анну с Марией и младенцем Христом" и еще одну картину - "Портрет некоей флорентийской дамы".

НАЗАД

ДАЛЕЕ

Яндекс.Реклама