Краткий обзор истории народного образования дореформенной России.

Народное Образование в том смысле, как оно понимается в наше время возникает в России только в царствование Екатерины II. Цифирные или арифметические школы, созданные на короткое время по указу Петра I от 1714 года имели узкопрактическое значение и не имели характера общеобразовательных школ. Не отличались таким характером и школы самого старого типа — церковные и монастырские, где все обучение сводилось к умению читать, по церковно-славянски, изучению молитв и избранных мест из псалтыря. У этих духовных школ также была своя специальная довольно узкая цель.

В 1775 году были учреждены приказы общественного призрения, на которые выли возложены "попечение и надзирание об установлении и прочном основании народным школ". Школы предполагалось открывать не только в городах, но и в многолюдных населениях .

Правильно организованная народная школа появилась только по Учреждении Комиссии народных училищ от 7 сентября 1782 года , созданная по указанию Екатерины II . По учебному плану, принятому комиссией, все народные училища разделялись на 3 разряда, малые - с 2 классами, средние - с 3 классами и главные - с 4 классами и 5 годами обучения.

В малых училищах предполагалось обучать Закону Божью, чтению, письму, началам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу “ О должностях человека и гражданина "

В средних училищах первые 2 класса составляли малое училище, а в 3-ем преподавались пространный катехизис, священная история, христианское нравоученье и т. д.

В главный училищах дополнительно вводились геометрия, архитектура, механика. Физика, натуральная история и немецкий язык» Граф, П.В. Завадовский, как председатель комиссии народных, а затем первый министр народного просвещения (в 1802 - 1810 годах) был главным администратором возникавших в России училищ. В апреле 1786 г вышел указ Екатерины II об открытии главных народных училищ в 25 губерниях 5 августа 1786 г был издан устав народных училищ, в основе которого лежало признание народного образования делом государственным.

По этому уставу народные училища разделились на 2 разряда: главные четырехклассные, учреждаемые в губернских городах и одноклассные в селениях. Учебная часть была вверена в каждой губернии директору народных училищ. Для надзора за малыми училищами избирались из местных жителей особые смотрители. Никаких средств для открытия и содержания училищ не выделялось. Учителя готовились сначала только в Петербурге в Исаакиевском училище (открытом на собственный счет императрицы), затем открываются еще несколько училищ. В 1786 году учительское отделение главного народного училища в Петербурге преобразовано в учительскую семинарию, а затем в учительскую гимназию. Кроме воспитанников этой семинарии в учителя назначались также ученики духовных семинарий.

Книгами и учебными пособиями новые училища снабжались Комиссией народных училищ, через местные приказы общественного призрения. Так возникла в России общеобразовательная светская школа.
В Пермской губернии к числу этих первоначальных школ относятся основанные В. И. Татищевым для обучению чтения, арифметике и письму в заводах: Уктусском, Алапаевском и Каменском, преобразованные вскоре в “арифметические" по указу Петра I 1714 года. В 1783 году в Перми открывается первое низшее народное училище, названное "Российская городская Пермская школа". Старейшей школой, открытой по частной инициативе, считается Ильинская в Пермском уезде. Она основана в июне 1794 года графом А. С. Строгановым для образования крепостных детей. Первые духовные училища возникли в Соликамске и Кунгуре (1758 — 1774 годы).

В ноябре 1789 года открывается 7 малых народных училищ в городах: Екатеринбург, Верхотурье, Кунгур, Соликамск, Чердынь, Ирбит и Шадринск. 11 ноября 1800 года начинает действовать Пермская духовная семинария — первое среднее учебное заведение в Пермской губернии.
В царствование Павла I дело народного Образования заглохло, хотя никаким гонениям не подвергалось. Деятельность государства по народному образованию оживляется при Александре I. В 1802 году комиссия народных училищ преобразована в Министерства народного просвещения, в 1803 году – главное правление училищ.

5 ноября 1804 года был издан Устав учебных заведений, подведомственных университету, по которому впервые в России создавалась сеть учебных заведении носящих все сословный характер:
1) училища приходские, заменившие Екатерининские малые;
2) уездные, которые должны были быть в каждом уездном городе;
3) губернские или гимназии (бывшие главные народные училища);
4) университеты.

Все эти училища находились между собой в органической связи: приходские училища были подчинены смотрителю уездного училища, смотрители - директорам гимназий, а последние - университетскому правлению. В общую систему не входили только училища Синода.
Все Пермские училища вошли в район ведения Казанского университета. По новому уставу главные народные училища постепенно преобразованы в гимназии. Например, 29 июня 1808 года Пермское 4 классное народное училище было переименовано в Пермскую губернскую гимназию 1 разряда, курс обучения - 4 класса. В учебную программу гимназии входили: математика, опытная физика, история, география, философия, всеобщая грамматика, психология и нравоучение, "изящные" науки, естественная история, латинский, немецкий, французский языки.

Вместо малых народных училищ учреждались 2 разряда низших училищ: двухклассные уездные училища и одноклассные приходские. Первые стали готовить учителей для последних, а учителей гимназии готовил педагогический институт в Петербурге и университет.

В это время последовали важные перемены в горном управлении Пермского края. Вновь учрежденный горный департамент счел необходимым основать новые горнозаводские школы и преобразовать старые школы. Новый устав этих горным школ призван был придать им общеобразовательный характер, сохраняя необходимые специальные предметы курса (счетоводство, черчение, металлургия). Это были школы низшего разряда. Всего в Пермской губернии таких школ было 19. Выше их стояли горные училища, которых в губернии выло 8. Все вновь основанные горные школы были исключительно мужские.

С учреждением Министерства государственных имуществ большинство горных школ переходят в его ведение, а позднее — в ведомство Министерства народного просвещения. Почему в отличие от училищ других категорий и называются теперь одноклассными министерскими училищами.

По второму уставу 1804 года в Перми открывается в 1809 году первое приходское мужское училище (в последствии названное Кирилло—Мефодиевским), в 1811 году уездное училище. В 1823 году в селе Верхнее-Муллинском основано было на средства графов Шуваловых другое приходское двухклассное училище, также мужское (затем ставшее земским).

Всего к этому периоду времени в Пермской инспекции было 7 училищ. 8 декабря 1828 года, учрежден новый (третий) устав, который для приходских и уездных училищ до конца века имел силу. Этот устав сохранил трехстепенность школ, но в основу школьной системы положил сословность. "Приходские училища должны существовать у нас для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; уездные училища - для купечества, обер-офицерских детей и дворян; гимназии - преимущественно для дворян — заявил министр А. С. Шишков.
Таким образом, каждое из звеньев школьной системы предназначалось для обучения детей отдельных сословий, делалось изолированным звеном обучения. Этим уставом низшая школа совершенно оторвана от средней и высшей и в основу классификации учебных заведений впервые положено разделение народа на "состояния".

25 июня 1835 года было издано новое положение об учебных округах, сущность которого заключалась в передаче всех обязанностей по управлению учебными заведениями в руки попечителя учебного округа, а университеты стали чисто учебными заведениями. Пермская губерния вся вошла в состав Казанского учебного округа. В материальном отношении школы остались на попечении городских и сельских обществ и помещиков. Один из современников так характеризует школы того времени: "училищ было мало, стояли пусты, многие числились лишь на бумаге; об учение в школах шло так, что народ не видел от него никакой пользы. Частные случаи благоустройства училищ оставались исключениями. Сомнительность существования церковно-приходских школ в значительном числе более чем вероятна".

Реформа коснулась на этот раз больше средних, а не низших училищ и выразилась главным образом в усилении централизации управления училищами. Пока действовал третий устав 1828 года на помощь министерству народного просвещения в деле распространения народного образования пришли другие ведомства: духовное со своими церковно-приходскими школами, министерство Императорского двора и уделов. Министерство государственных имуществ. В руках этих четырех ведомств распространение народного образования пошло успешнее, однако развитие народного образования и в это время (до конца 60-х годов) не имеет того интенсивного характера, как в последующий земский период.

На примере города Перми и Пермского уезда рассмотрим развитие народного образования в период со времени издания устава 1828 года до утверждения устава 1864 года и сокрытия земских учреждений в 1870 году (по отдельным ведомствам).
1) В ведомстве министерства народного просвещения вновь возникло 21 училище:
а) двухклассные мужские – в 1835 году в Добрянке (средства графов Строгановых), в 1847 году – в Архангело-Пашийском заводе (средства князя Голицына);
б) одноклассные мужские – в 1839 году в селе Сретенском (средства графов Строгановых), в 1851 году — в Полазне, в 1861 году - в Перми второе мужское приходское (средства общества), в 1864 году - в Кусье - Александровском заводе и т. д. в 1869 году - третье начальное мужское училище в Перми. Для образования девочек в городе Перми в 1850 году было открыто особое отделение при первом приходском мужском училище. 28 декабря 1860 года в Перми было открыто Мариинское пятиклассное женское училище 1 разряда.
2) В духовном ведомстве с 1828 года по 1870 год возникли школы:
а) православные (1846, 1847, 1849, 1853, 1855 годах);
б) единоверческие (1847, 1848, 1854 годах). Кроме того, по указам святейшего синода открыты были школы для противодействия расколу (мужская в Лысьве, женская - в Добрянке). Почти во все церковно-приходские школы постепенно превратились в светские, и перешли в ведение министерства просвещения или совсем закрылись. Из 14 духовных школ до появления земских училищ сохранились только 3.
3) В горном ведомстве Министерства государственных имуществ в пределах Пермского уезда за тоже время открыто только 2 магометанские школы. Всего в городе Перми и Пермском уезде за период с 1828 года по 1870 год возникло 28 училищ.

С именем Александра II народная школа связана вдвойне: освободив народ от рабства, он дал ей необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организации всего дела народного образования. Всем желающим предоставлено было право открывать школы, лишь доводя об этом до сведения администрации. 28 июля 1861 года был организован комитет из представителей разных ведомств для выработки общего плана устройства и развития элементарных школ. В ноябре, составленный комитетом план был разослан для замечаний и согласований в учебные ведомства и многим иностранным педагогам. Наконец, 14 июля 1864 года утверждено Положение о начальных народных училищах.
Хотя в деле народного образования в 1860-е годы наблюдался определенный успех, по сравнению с последующим периодом развития народного образования он стушевался и кажется относительно небольшим. Обратимся теперь к самой знаменательной эпохе в истории народной школы дореволюционного периода 1870 - 1900 годов.


Главная | Следующая
Яндекс.Реклама