Иноверческие народные училища.

Особое место в развитии народного образования Пермской губернии занимает распространение грамотности среди нерусского населения. Среди нерусских народностей Урала, и в частности Пермской губернии, просвещение было поставлено исключительно плохо. Проводя политику русификации царское правительство стремилось направить его образование по желательному для себя пути, которым определяли "Правила о мерах к образованию населяющих Россию народов", принятые в 1870 г. В них утверждалось: "конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно выть обрусение и слияние их с русским народом".

Обучение строилось по системе ярого реакционера профессора Казанской духовной академии Н.И. Ильминского, по которой в основу воспитания заложены догматы церкви и проповедь православия. Многие учебники были переведены на национальные языки. Но, реакционная в целом, эта система имела и некоторые положительные стороны — она способствовала распространению грамотности, приобщала к русской культуре. Согласно системе Ильминского, преподавание в течение первых двух лет велось на родном языке. С третьего года обучения Закон Божий преподается на русском языке и вводится предмет - русский язык. С конца столетия эта система была распространена и на коми-пермяцкие школы края. Русско-башкирские и русско-татарские школы, насаждавшиеся царизмом во второй половине 19 века, преподавание в которых велось только на русском языке, тоже способствовали распространению русской грамоты, но усиленная русификация вызывала недовольство нерусских народностей края. Мусульманское духовенство, пользуясь этим, разжигало национальную рознь, насаждая религиозные училища - мектебе и медресе. К 1894 году в Пермской губернии их было 120. Это были школы с консервативной, оторванной от жизни системой обучения, сдерживавшей просвещение народа. К концу 19 века в эти учебные заведения были основными среди татаро-башкирского населения губернии. Из инородческих (так называемых) училищ были открыты христианские пермяцкие, которых к 1875 году было 13, все одноклассные. Только в 1881 году произошло преобразование Кудымкарского училища в двуклассное, причем половину расходов годового бюджета на содержание училища министерство народного просвещения приняло на казенный счет.

Инородческие мусульманские училища открыты в Пермской губернии сравнительно поздно. В 1875 году было только одно училище в Кунгурском уезде – Верх-Култымское. Объясняется это тем порядком обучения, который установился у мусульман. Мулл каждой мечети имеет свою школу, где и обучает башкирских и татарский детей вероучению, чтению и письму по-татарски, не считая остальные знания необходимыми. Кроме того, муллы смотрят подозрительно на устраиваемые земством и правительством школы и опасаются, что более близкое общение с русскими может повлиять и на религиозное воззрение мусульман. С другой стороны муллы получают вознаграждение с учащихся, да и само распространение своего вероучения составляет их непременную обязанность. Наконец в деле обучения муллы ничем не стеснены, имея полную возможность вести его, как угодно, будучи вне всякого надзора. В 1876 году в губернии было открыто еще 2 училища (в Осинском уезде), в 1879 году открыты 2 школы в Шадринском уезде, в 1887 году их было 10; а к 1 января 1900 года всего мусульманских школ было 22.

В языческих селениях школы были открыты в 1873 году, прежде всего, миссионерским комитетам (З школы) в Красноуфимском уезде, и в следующем году еще 2 школы. В ведение министерства из языческих школ было пе¬редано в 1880 году Тебеняковская школа русско-черемисско-башкирская (Агафоновская); в 1886 году открыта Верхнее-Бугалышская и Веркне-Бардымская в Красноуфимском уезде и вотская Кыргинская в Осинском. Число языческих школ особенно увеличилось в 1899 году, когда комитет миссионерского общества передал все свои школы в ведение министерства народного просвещения, всего к 1 января 1901 года было 24 школы, на которые так же распространялся контроль со стороны дирекции Пермских училищ. Сведения о них включались в отчеты смотрителей и инспекторов.

Подготовка учителей для нерусских народностей была организована через учительские школы: татаро-башкирские, киргизские, инородческие (черемисские, вотские).

К 1 января 1902 года в Пермской губернии 54 начальных инородческих училища, которые находятся в 6 уездах губернии. Учащиеся дети нерусских народностей (татары, башкиры, вотяки и др.) составляют 2 % ко всему населению. К 1 января 1914 года в 10 уездах губернии действуют 184 инородческих начальных народных училища.

Некоторые прогрессивные просветительные преобразования и коснулись и угнетенных народностей губернии. С развитием капитализма по инициативе национальной буржуазии стали возникать реформированные медресе. Это были средние духовные учебные заведения, но их программы содержали и светские предметы, в том числе и русский язык. В конце 19 века появились первые учебные пособия для национальности края. В 1898 году был издан Букварь А.Б. Бессонова для башкир на русском алфавите, в 1901 году вышла в свет грамматика М. Умитбаева. Появились первые учебники на коми-пермяцком языке, был издан Букварь Е.Е. Попова.


Предыдущая | Главная | Следующая
Яндекс.Реклама