Изучение нового материала 

Учитель: Правильно, заповедник “Басеги”
(Учитель показывает на карте место расположения заповедника).
Учитель: Заповедник Басеги находится на Среднем Урале (Уральские Горы) между реками Усьва и Вильва.
(Учитель прикрепляет на доску слова Вильва, Усьва)
Учитель: А что общего в названии этих рек?
Ответы детей: Слог «ва», потому что названия многих рек в Пермской области заканчиваются на – «ва».
Учитель: Кто вспомнит название таких рек?
Ответы детей: Иньва, Ласьва, Сылва, Обва.
Учитель: А что означает –ва на коми – пермятском языке?
Ответы детей: «ва» – вода. Усьва – падающая вода, Вильва – новая вода.
Учитель: Уральские Горы, ребята, старые горы, разрушенные, поросли лесами. Природа здесь сохранила свой первозданный вид. Свое путешествие начнем с подножия гор. Здесь расположена тайга, труднопроходимая, с поваленными деревьями, сырой и топкой почвой, множеством мелких ручьев.
(Учитель прикрепляет на доску тайгу).
Учитель: Подумайте и скажите, какие основные деревья растут в тайге?
Ответы детей: Ели, пихты. Встречается и кедровая сосна.
Учитель: Не следует только путать кедровую сосну с обыкновенным кедром. Разница в том, что у кедра несъедобные орехи, а у кедровой сосны – съедобные. А какие растения могут расти в тайге?
Ответы детей: Тенелюбивые (кислица, хвощ лесной, мох).
Учитель: Поднимемся по склону гор выше.
(Учитель прикрепляет над тайгой смешанный лес).
Учитель: Сравните две картины и скажите, чем они отличаются?
Ответы детей: Появились лиственные деревья, поляны, березы, осины. Лес редеет.

Учитель: А как вы думаете, травянистые растения остались те же или появились
другие?
Ответы детей: Другие, те, которые больше любят солнце. Светолюбивые.

Учитель: На лугах пышно цветут растения, их много, а среди них растут редкие виды: колокольчик широколистный,
  ятрышник. На верхней части склона гор начинаются россыпи, тундра.
(На доску прикрепляется над смешанными лесами тундра).
Учитель: Деревья стелются по земле, можжевельник своими ветвями принимает форму стола. А почему?
Ответы детей: Дуют ветры, низкая температура.
Учитель: А какие же могут расти растения в таких условиях?
Ответы детей: Мох сфагнум, голубика, черника, брусника, морошка.
Учитель: Вот мы с вами на вершине Басег. Давайте отдохнем и полюбуемся этой красотой, и вспомним то, что мы увидели по дороге на вершину Басег.

          Физминутка

Яндекс.Реклама