Ч Т Е Н И Е


Тема: Сергий Радонежский и Дмитрий Донской в истории.
Цель:
- Расширить страницы учебника, глубже изучить тему.
- Воспитание чувства гордости за свой народ, за его прошлое и интереса к нему.
- Воспитание самостоятельного поиска и усвоения знаний.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:


       Работа пойдёт не по одному тексту, это - учебник, художественная литература, детская энциклопедия, распечатка из учебника истории, но все они объединены одной общей темой. На доске слова, значение которых не всем известно и понятно. Давайте попробуем объяснить их значение.

Историческая личность – человек, который жил на самом деле и вошёл в историю.
Странники – люди, которые странствовали или путешествовали по разным странам.

Старец,
монах,
инок
Это люди, которые отреклись от «мирской жизни» живут в монастырях, проводят жизнь в молитвах, постах.
Святой - Человек, жизнь которого отличалась особым благочестием, подвигами и чудесными делами во славу Богу.

Просфора -

Небольшой круглый церковный хлебец.

Схима -

Высший титул монарха.

Пострижение -

Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество, и при этом человек меняет своё имя. Крестообразное выстрижение волос на голове посвящаемого.

Игумен -

Настоятель (глава) монастыря.

Все эти слова относятся к церковным понятиям.

ХОД УРОКА:

Дорогие к сердцу моему отроки,
Дорогие гости мудрые,
Кланяемся вам поясно
Не пора ль нам, братья, начать разговор
об истории Древней Руси,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого
Дмитрия Ивановича Московского
и старца святого Сергия Радонежского.
- Почему я начала урок именно так, с этих слов?
- Какие имена из истории Древней Руси вам известны?
- А сегодня мы поговорим о старце святом Сергии Радонежском и князе Московском Дмитрии Ивановиче, которые встали на защиту земли русской от врага страшного монголо-татар.
(Выключен свет, на фоне музыки)

        Давным-давно, ещё в те времена, когда русские земли захватила Золотая Орда, недалеко от г. Ростова в большой семье родился мальчик. Его родители Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. У них было много детей, поэтому жили просто, дружно и небогато, но всегда помогали бедным, принимали в своём доме странников.

- Давайте прочитаем текст из учебника, о детских годах Варфоломея. (стр. 42)


- Но однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших жеребят. Они куда - то забежали и не могли найти дороги домой.
- А, что же было дальше?


(Пересказ о том, как Варфоломей встретил странника)

- С этого времени чудесным образом открылась у мальчика способность к пониманию грамоты, и вскоре он стал читать и понимать книги.
        Варфоломей с юности любил посты, в это время он ничего не ел, молился и все ночи напролёт проводил над чтением церковных книг. От всех своих сверстников он отличался кротостью, смирением, благостием. Он рано стал стремиться к монашеской, отшельнической жизни.
- В книге на стр. 4 , художественной литературы, найдите и прочитайте про время, в которое жила семья Варфоломея.

(Читают дети)

Варфоломей исполнил волю своих родителей и оставался при них до конца их дней. Похоронив их, Варфоломей отказался от своей части имения и решил удалиться в пустынное место для отшельнической жизни. С ним пошёл и старший брат его Стефан, который после смерти жены своей, решил посвятить себя служению Богу. В 60 верстах от Москвы, в глухом лесу, вдали от всяких селений, они выбрали место, сами стали строить кельи и маленькую деревянную церковь. Питались они в это время одним хлебом с водой. Часто им бывало страшно, в особенности по ночам зимой, когда поблизости завывали голодные волки. В это время отшельники зажигали костры и пели молитвы. Трудно и скучно было им жить одним в лесу, среди тяжких лишений. Стефан не вынес такого скорбного жития и ушёл в Москву, в Богоявленский монастырь. Вафоломей остался один. Но он не падал духом, а продолжал трудиться и молиться.

     - Давайте прочитаем об этом в распечатках из учебника истории.

(В полголоса)
     - Что интересного вы узнали из этого отрывка?
     - Какие черты характера вы могли бы назвать?
     - Так возник знаменитый Троице-Сергиевский монастырь, первым игуменом был Сергий.
(Показ монастыря)

- Вот так он выглядит в наши дни.
Ежегодно, десятки тысяч благочестивых русских людей стекаются сюда со всех сторон нашего необъятного Отечества, чтобы излить свои чувства и веру. И пока существует православная Русь, ворота Сергиевского монастыря не затворятся и над его гробницей лампады (светильник перед иконой) не погаснут!

Жизненный подвиг С. Радонежского отражён не только в литературе, но и в произведениях изобразительного искусства.

Мы приготовили для нашего урока обзор иллюстраций.

(Вставка о картинах)
Видение отроку Варфоломею
      В 1896-98 годах художник Михаил Нестеров написал ряд картин о святом Сергии Радонежском. Мы видим фрагменты этих работ.

1. Юность С. Радонежского и триптих, который называется «Труды преподобного Сергия».
Эти картины хранятся сейчас в Третьяковской художественной галерее в Москве.
2. А вот перед нами картина этого же автора «Видение отроку Варфоломею». Мы видим яркую иллюстрацию к рассказу, который мы слушали.
3. Перед нами фотография ковра, на котором изображено явление Богоматери Великому Святому. Эта работа изготовлена в Москве, в мастерской Старицких в ХVI веке.

Небольшая фотография - икона «Преподобный Сергий Радонежский», которая выполнена резчиком Саломакиным на кости мамонта. Эта работа современного мастера, она была сделана в 1991 году.

И завершает наш показ ещё одна работа. Резчик по дереву Иван Христачёв в 1912 году выполнил рельеф, который называется «Благословение Преподобным Сергием Радонежским Дмитрия Донского».

Эти работы, как и многие другие, посвящаются Сергию Радонежскому, представляют собой большую художественную и историческую ценность и хранятся в самых больших и известных музеях нашей страны.

- Святой никогда не хотел власти, никогда не брал подарков. Митрополит Алексий хотел дать ему золотой крест с драгоценными камнями. Сергий отказался. В это время ордынский Хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить её.
Но Московский князь Дмитрий решил биться с ордынцами за русскую землю. В разные концы Руси поскакали гонцы с посланием, чтобы все войска собирались к Москве, на борьбу с захватчиками. А сам князь, собрав свою дружину, поехал за последним советом к Сергию просить его благословения. Ведь впереди намечалась такая страшная сеча. Горячо молился святой Сергий вместе с Московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков Пересвета и Осляблю, которые до поступления в монастырь были воинами. Возлагая на их головы схимы святой Сергий сказал: «Вот вам возлюбленные братья, носите это вместо шлемов, пострадайте как доблестные воины Христовы». Потом святой Сергий благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольётся много крови, но русские одолеют.




- Что же ждало воинов впереди мы узнаем немного позже, на истории.

А вам задание:
Используя детскую энциклопедию «Я познаю мир», выделите самое главное и подведите итог по нашему уроку. Если бы Сергий Радонежский был жив и вам выдалась возможность с ним побеседовать, то с какой просьбой, за каким советом вы бы к нему обратились?






Домашнее задание:
Напишите, на выбор, свои впечатления о личности Сергия Радонежского или Дмитрия Ивановича Донского. Используйте дополнительную литературу, которую вы найдёте об этих исторических личностях.
Яндекс.Реклама