Методика моделирования на уроках литературы

 

 

        Сегодня трудно переоценить важность и актуальность творческих работ учащихся, созданных ими при изучении гуманитарных предметов, в частности литературы. Не секрет, что современная школа посвятила себя преподаванию в основном «рациональных» научных знаний в ущерб эстетическим и нравственным, что привело к резкому снижению культуры речи учащихся.

     Учитывая модернизацию школьного образования, переход к ЕГЭ, мы считаем, что развитие связной речи учащихся посредством творческих работ – это важнейший аспект в формировании социально активной личности, способной к пониманию себя, других, творческой, гибкой, легко адаптирующейся к  меняющимся условиям жизни.

   Интересной, перспективной, на наш взгляд, является методика моделирования на уроках литературы как способа работы с текстом. Проблема текста и работы с ним по сей день волнует учителей-словесников. Как с помощью литературного текста помочь ученику не только разбудить чувства, но и расширить границы сознания, развить мышление, активизировать творческую деятельность ребенка? Не всегда мы можем мотивировать плодотворную  работу учащихся на уроках литературы. Речь идёт об отдельных текстах, которые трудны для восприятия и понимания, поскольку во внеучебной деятельности ребёнком не читаются (например, элегии, баллады, былины, древнерусские тексты различных жанров). Применение на уроках литературы методики моделирования помогает учителю развить интерес к изучаемому произведению, а ученику позволяет получить не только эстетическое наслаждение от текста, но и понять и осознать значимость данного художественного текста.

    Преподавание литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова предполагает изучение жанровой специфики литературного произведения. А использование методики моделирования на уроках литературы нам представляется целесообразным  при изучении таких сложных жанров, как баллада и былина. Данная методика рассмотрена нами в два этапа:

    I этап  теоретическое рассмотрение модели «чужого» текста.

    II этап – преобразование модели «чужого» текста.

   На первом этапе модель «чужого» текста рассматривается на различных уровнях: событийного восприятия, осознания сюжета, понимания интонационно-ритмического рисунка стиха, поиска и осмысления средств художественной выразительности речи, понимания характеров литературных персонажей. Обязательно на данном этапе обращения к системе творческих знаний, разработанной А.Г. Кутузовым, т.к. «она позволяет включить в процесс художественного познания личность ученика и ориентирована на развитие творческого потенциала учащегося, а также на формирование литературно-художественных умений».

     На втором этапе моделирования, т.е. преобразования модели «чужого» текста, работа строится следующим образом:

1.      Проводится урок обобщения знаний, полученных в ходе изучения жанра былины или баллады на примере модели «чужого текста». На данном уроке ученики доказывают и подчёркивают важнейшие особенности былины или баллады как жанра литературного произведения.

2.      Класс делится на группы, каждая группа получает, одинаковое домашнее задание (предполагается, учащиеся знают, что на следующем уроке они будут выполнять творческую работу – писать балладу и былину).

     

 

Жанр БАЛЛАДЫ

Жанр БЫЛИНЫ

задание

1.       Выберите в учебнике балладу по её виду (т.е. комическую, любовную, героическую, историческую и т.д.) и перечитайте.

2.       Обратите внимание на построение сюжета.

1. Подумайте над вопросом «Какой подвиг сегодня мог бы совершить Илья Муромец в нашем городе».

 

3.       Собственно преобразование модели «чужого» текста. Учащиеся пишут творческую работу – былину или балладу – на основе модели «чужого» текста. При этом используется групповая форма работы. На доске учителем указаны критерии оценки работ. Длительность такого занятия – 2 урока. 1 урок – выполнение творческой работы. 2 урок – представление творческих работ и их обсуждение учащимися.

   Обобщая опыт работы по методике моделирования, следует отметить позитивные моменты:

·        Сокращается перегруженность учащихся;

·        Формируются литературоведческие навыки;

·        Учащиеся осознают необходимость владения культурой речи;

·        Учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

 

 

Яндекс.Реклама