Интонация

В нашей школе для учащихся 4-5-х классов организованы занятия факультатива "Музыка и компьютер".
Учащиеся постигают азы музыкальной грамоты, используя новые информационные технологии. Одно из занятий мы предлагаем вашему вниманию.

Тема урока: "Интонация".

Цель урока: Показать, что интонация является средством музыкальной выразительности.

Задачи урока:
1. Определить связь между разговорным языком и музыкальным;
2. Определить понятие музыкальной интонации и её видов;
3. Закрепить навыки работы с Меню Пуск, отработать первичные навыки набора текста.

Ход урока:
1. Повторение материала;
2. Прослушивание стихотворных произведений;
3. Новый материал - интонация и её разновидности;
4. Работа на ПК;
5. Итог урока;
6. Домашнее задание.
Для проведения урока необходимы: компьютеры, иллюстрации, музыкальные записи.

Учитель музыки: - Ребята, давайте вспомним с какими средствами музыкальной выразительности мы познакомились на предыдущих занятиях?
Учащиеся: - C мелодией.
Учитель музыки: - А что такое мелодия?
Учащиеся: - Пение,напев, песня.
Учитель музыки: Мелодическое начало тесно связано со звучанием живой человеческой речи, с ее интонациями. Интонация – одно из свойств человеческой речи и пения. Более того, интонация является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.
Учитель: - Записываем в тетрадь, речевая интонация – это выразительное средство живой речи.

Если прислушаться к разговору на незнакомом языке, то несмотря на непонимание слова, можно уловить интонацию гнева, возмущения, удивления, вопроса, просьбы. Ребятам предлагается послушать музыкальный фрагмент из песни-баллады «Лесной царь» Шуберта.


Учитель: - Ребята, как звучала музыка?
Учащиеся: - Она менялась, тревожно, зло, быстро, таинственно.
Учитель: - Вам понятен был язык, на котором исполнялось музыкальное произведение?
Учащиеся: - нет.
Учитель: - А какие интонации в голосе исполнителя вы услышали?
Учащиеся: - Волнение, тревога, нежную, манящую, спокойную, твёрдую.
Учитель: - В этом произведении интонация постоянно меняется. А как вы думаете, для чего?
Учащиеся: - Чтобы было интереснее, лучше, для того, чтобы о чем-то рассказать.
Учитель: - Правильно (учитель очень коротко рассказывает о музыкальном произведении. Участвуют три героя: Отец, сын, Лесной царь. Лесной царь коварен, он хочет забрать себе сына, который тяжело болен. Отец его оберегает от лишних тревог, хотя в конце произведения сын всё равно умирает). Стоит обратить внимание на интонацию этих трёх героев: отец – спокойный; сын – испуганный, тревожный; Лесной царь – ласковый, требовательный, злой и угрожающий.
Учитель: - Любое слово можно произнести по-разному: с вопросительной, утвердительной или восклицательной интонацией (например: звонок. звонок? Звонок!)
Звонок! Звонок? Звонок.
Ребята могут привести свои примеры и произнести их вслух с разными интонациями в голосе. Все слушают и оценивают.
Учитель: - А кто приготовил стихотворение и сможет его прочитать?
Ребята читают свои отрывки стихов, которые они приготовили, а потом обсуждается то, насколько выразительно они их прочитали. И какие речевые интонации использовали.

Следующий этап урока предпологает использование компьютера.Учащиеся самостоятельно включают ПК. Используя кнопку Пуск на панели задач открывают программу Word, а затем набирают текст тех стихотворений, которые они читали. Здесь уместно напомнить, что загрузку программы можно проводить и через ярлык на Рабочем столе. Цель практической работы - отработать набор знаков препинания, так как в стихотворениях их бывает достаточно много. Учитель информатики объясняет ребятам правила набора и помогает учащимся использовать нужные сочетания клавиш.


Затем, пока учитель информатики, проверяет правильность набора текста, учитель музыки,подводя итог урока, записывает с учащимися определение: Музыкальная интонация - это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звуков.
Интонации в музыке бывают устойчивыми и неустойчивыми. Для того, чтобы выразить вопрос, просьбу, недоумение, композиторы используют неустойчивые интонационные звучания (неустои). А утверждение, ответ, приказание отражаются устойчивыми интонационными звучаниями (устоями).
Учитель музыки: - Сейчас мы послушаем произведение С. С. Прокофьева «Болтунья». Постарайтесь ответить на вопрос: a) Почему произведение так называется?
b) Какими интонациями пользуется композитор в своей музыке?
Это будет ваше домашнее задание.

Яндекс.Реклама